Режиссёр: Агнешка Холланд
Производство: Германия / Франция / Польша, 1990 г.
В ролях: Марко Хофшнайдер, Рене Хофшнайдер, Петр Козловски, Клаус Абрамовски, Жюли Дельпи, Ханс Цишлер
Жанр: Драма / Военное кино
Как-то мне подкинули ссылку на фильм 90-го года «Соломон из гитлерюгенда» совместного производства Германии, Франции и Польши. В нём рассказывается о невероятной судьбе еврейского паренька и его злоключениях во время Второй Мировой войны. В основу сюжета фильма легла подлинная биография Соломона Переля, который даже принял участие в съёмках и сыграл самого себя в финальных кадрах картины.
Во время еврейских погромов на территории Германии в 30-е годы прошлого столетия погибает сестра Соломона, и вся его семья перебирается в Польшу. С началом войны Соломона отправляют ещё дальше, в Советский Союз, в гродненский детский дом, где он затем прожил два года и даже был принят в комсомол.
В 41-м детдом эвакуируют, но Соломон всё-таки попадает в руки немцев. В плену его посещает счастливая идея: он заявляет, что является фольксдойче, а документы – украдены. Немцы верят ему и берут Йозефа Петерса (таким именем он назвался) на службу переводчиком.
Особенно сдружился Йозеф-Соломон с пожилым немецким солдатом-гомосеком, который случайно узнаёт его секрет, но не выдаёт. (Предвижу вопросы: в фильме утверждается, что отношения между ними были чисто дружескими).
Однажды во время боя ситуация становится критической: гомосек убит, немцы дрогнули и побежали, Соломон устал, он в отчаянии. Поэтому он связывается по телефону с русскими, представляется комсомольцем. Русские советуют ему прихватить винтовку, и, как стемнеет, перебираться к ним под мост. Соломон так и поступает, но вот незадача: немцы, увидев его порыв, устремляются за ним и организуют атаку, в ходе которой берут в плен тех самых русских. Как говорится в анекдоте про Мазая: «Эх, зайцы голодные, да и с партизанами как-то неудобно получилось».
Соломона, как героя войны, отправляют на учёбу в элитную школу гитлерюгенда. Там он старательно служит и учится, изобретательно избегая медкомиссий, на которых его бы сразу забраковали за обрезанный писюн.
В той же школе он знакомится с белокурой фройляйн, которая хочет родить от него маленького арийца для фюрера, как того требует долг. Но Соломон не готов продемонстрировать девушке-нацистке свой злосчастный писюнец, поэтому она разочаровывается в нём и беременеет от другого – фюрер ждать не любил.
Вот уже и 45-й, сослуживцы Соломона сцепились с русскими в беспощадной смертельной схватке, Соломон же под шумок убегает и сдаётся в плен. В плену он сразу заявляет, что комсомолец, однако форма гитлерюгенда мало гармонирует с этим заявлением. Тогда Соломон кричит, что он вообще еврей, однако жестокий советский офицер показывает ему фотографии из концлагеря и говорит, что евреи – на этих фото, а Соломон – гнусный предатель. Юноша делает большие глаза и клянётся, что не знал о том, что немцы убивали евреев, так как он слышал, что Гитлер хочет просто собрать их и отправить куда-нибудь подальше, например, на Мадагаскар.
Наших, естественно, басни про Мадагаскар мало трогают, и они уже было расстреливают бедного Соломона, как вдруг объявляется его родной брат в лагерной робе и признаёт его. Расстрел почему-то отменяется.
Но на этом приключения хитрожопого Соломона не заканчиваются: он где-то добывает арестантскую робу, переодевается в неё и сбегает в американскую оккупационную зону, откуда впоследствии эмигрирует в Палестину.
Что хочется сказать после просмотра (сейчас я дам свою, сугубо субъективную, а потому спорную оценку этому фильму). Если смотреть, особо не задумываясь, то фильм довольно интересный, можно оценить как 7 или даже 8/10. Но ведь это фильм не развлекательный, он явно задумывался, как ода страданиям еврейского народа. Может быть, на немецкий взгляд, так оно всё и получилось (с их-то комплексом вины). Однако, российский зритель, ввиду исторических особенностей, воспринимает этот фильм несколько с другой колокольни.
Дело в том, что главный герой – малодушный трус. Можно привести как аргумент в его защиту его юный возраст. Однако, в то время, когда этот мальчик, спасая свою шкурку, метался туда-сюда, в Краснодоне мужественно умирали, не сломавшись под пытками, ребята и девчонки(!) такого же возраста, даже ещё и помоложе. Да взять ту же немецкую фройляйн, которая приносит себя в жертву ради «национальной идеи» - у неё есть жизненная позиция, а у нашего героя её нет: главное – выжить любой ценой, не гнушаясь никакими средствами.
Конечно, ещё большой вопрос, как бы на его месте поступил каждый из нас с вами. Вопрос большой, но уже из другой области: вот когда про нас фильм снимут, тогда и поговорим.
Вот поэтому слова пожилого Соломона «пока я кричал «хайль Гитлер», немцы убивали мою семью» - звучат, как жалкая попытка хоть как-то оправдать себя, мол – «мне пришлось нелегко и теперь я с этим живу». В подтверждение приведу эпизод из фильма: получив отпуск, главный герой едет в город, где остались его родители и проезжает на трамвайчике по территории еврейского гетто. Внезапно он видит, как за окном немецкий солдат бьёт его мать (так ему кажется, по крайней мере) и, повалив на землю, пинает ногами (видимо, приглашая поехать на Мадагаскар). Главный герой расстроен… и всё.
Позвольте лирическое отступление. Когда нам с моим другом Вовкой было лет по семь, мы любили придумывать всякие глупые вопросы и ситуации, одной из которых было: «А вот если прийдут немцы и скажут – выбирай, кого убивать, маму или тебя?» И мы оба без колебаний выбирали, чтобы убивали нас. Не так мы воспитаны были, чтобы сидеть в трамвайчике в фашистской форме и смотреть в окошечко, как боров, одетый в такую же форму, избивает сапогами твою маму.
И вот финальные кадры: стоит настоящий Соломон Перель и поёт печальную песню, возможно, затрагивая душу западного зрителя. Я отнюдь не антисемит, но к финалу фильма так и напрашивается строчка опять же из анекдота: «Вот за это нас, евреев, и не любят».
Что касается рекомендаций к просмотру – посмотрите, фильм заставляет задуматься. Недаром он в своё время получил «Оскара» за лучший сценарий.
Что понравилось: будни гитлерюгенда показаны явно со знанием дела (а ещё лучше обличает эту организацию опять же немецкий фильм «N.A.P.O.L.A. – академия смерти»).
Не понравилось: русские пионеры показаны какими-то серыми забитыми болванами, просящими конфеты у Сталина и тут же подставляющие руки под невесть откуда взявшиеся сладости, падающие из дыры в потолке. Также не понравились сны-аллегории Соломона, в которых Сталин с Гитлером танцевали вальс, а потом Гитлер признавался, что он еврей и прятался в шкафу.
С итоговой оценкой затрудняюсь, каждый делает из этого фильма свои выводы самостоятельно.
Теги: кино, война, рецензия