Год выпуска: 2009
Страна: Россия
Производство: Bazelevs Production, Universal Pictures
Жанр: супергеройское муви
Режиссёры: Александр Войтинский , Дмитрий Киселев
Сценаристы: Дмитрий Алейников, Александр Талал
Продюсер: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Григорий Добрыгин, Валерий Золотухин, Сергей Гармаш, Иван Жидков, Виктор Вержбицкий, Екатерина Старшова, Михаил Ефремов, Игорь Савочкин, Екатерина Вилкова
(Рецензия от 9.02.2010)
Итак, Бекмамбетов продолжает творить. Новый фильм «Чёрная молния» по сборам в кинотеатрах принёс весьма скромный доход. «Конечно», - может теперь обиженно роптать Тимур, - «понаснимали «аватаров», вот зритель и повёлся на дешёвые 3D спецэффекты, отдал последние деньги на забугорную попсу, а на билет на мой шедевр, как всегда, не хватило… Да и видеопираты, опять же, зверствуют… И кинопрокатчики действуют неграмотно…»
В чём же настоящий секрет такой низкой популярности Бекмамбетовского детища? Ответ – на поверхности, его может кратко сформулировать даже глупый школьник: «Снимать сперва научитесь».
Мы же с вами не глупые школьники, поэтому копнём несколько глубже. Первым слагаемым в нашем «уравнении Бекмамбетова» будет репутация самого Тимура. Он не первый день в кинематографе, и его произведения оставили в нём свой след: сомнительные «Дозоры» с рекламой «Старого мельника», сверхжестокий «Особо опасен» с грудой простреленных голов, и, конечно, особым грязным позорным пятном лежащая «Ирония судьбы-2». Лично мне хватило уже этого первого слагаемого, чтобы желание идти в кино на «Чёрную молнию» отпало начисто.
Слагаемое второе – слабый сюжет, да ещё и ориентированный на западную аудиторию. Да, нашему зрителю до сих пор чужды «супергеройские мувиз», нам что-нибудь гайдаевско-шукшинское подавай, поближе к народу.
Ну чем Тимур хотел привлечь зрителя: «у пацана появилась летающая машина». И что?! Ведь, по идее, это почти то же самое, как «отец купил пацану вертолёт». Сложно вытянуть из столь бесхитростной ситуации что-то действительно интересное. Если в «их» фильмах у супергероев появлялись чудесные способности, открывающие безграничные горизонты, а машины начинали вдруг принимать самостоятельные решения («Кристина»), то в нашем – ничего особо удивительного: ну, старенькая «Волга», ну, смешная, ну, летает. Тем более, что гонки на автомобиле по вертикали Бекмамбетов явил ещё в «Дозоре», где Жанна Фриске за рулём пробовала себя в роли кинозвезды. Скучно, Тимур. С-к-у-ч-н-о.
И если «их» герои обычно спасают Мир, то наш, карманный, спас всего лишь Москву, которую чудаковатые древние славяне построили не где попало, а на гигантском алмазе. То ли знали, где строить, то ли сами его туда предварительно закопали. И выходит, если начать ковырять этот алмаз, вся Москва сложится, как карточный домик. Видимо, по мнению Тимура, архитекторы в своё время гнали такую же халтуру в своих проектах, как и Тимур нынче – на экраны. Как это другие города без алмазов в фундаменте до сих пор стоят – ума не приложу.
Не будем трогать спецэффекты – они на уровне, перейдём к характерам персонажей. Главный герой. (Кстати, а вы помните, как его зовут? Я под конец фильма поймал себя на мысли, что не помню!) У него нет чёткой жизненной позиции: то он добрый и бескорыстный самаритянин, то бросает умирать отца лишь потому, что левый дядя посоветовал торговать цветами и плевать на других. В общем, болтается, как дерьмо в проруби. (А за умершего отца надо бы щёлкнуть сценариста по лбу: обычно спасение в подобных сюжетах всё-таки приходит в последний момент, герой всё осознаёт, все живы и счастливы).
Главная героиня – типичный бекмамбетовский женский персонаж, дублирующий Боярскую из «Иронии-2»: ей абсолютно непринципиально, с каким из мужчин быть и кого любить, куда сценарист повернул, то и ладно. «Ой, у тебя «Мерседес»? Ну, поехали! Ой, а у тебя айфон? Ну, пойдём, поужинаем! Ах, я догадалась, ты – «Чёрная молния»! Я теперь с тобой, ты мне жизнь спас!.. Прости, «Молния», но я чё-то и того уже хочу…» Тьфу! Такое ощущение, что в своё время Тимур был жестоко обижен женщинами и теперь он мстит на экране им за все их прегрешения. Существуют, Тимур, такие понятия – любовь, верность. Этого-то и не хватает в ваших фильмах, записывайте очередное слагаемое.
(Отсюда и полное отсутствие эмоций у зрителей во время просмотра – не получается сопереживать насквозь фальшивым персонажам).
Злодей, экс-Завулон Вержбицкий, тоже не тянет на роль полноценного отрицательного персонажа. Ну, хочет добыть дядька алмазы, так на его месте любой захотел бы. А то, что не болит душа за Нерезиновую – так может, он вообще из Урюпинска и ему глубоко пофигу на проблемы, которые могут возникнуть у Лужкова. Тимур это тоже понимает, чешет затылок и пытается вложить в руки злодея хоть мало-мальски злодейские поступки, чтобы хоть как-то оправдать его кредо: зачем-то привязывает старичков-учёных к буру, похищает девушку главного героя… (Поразило, как он её быстро отыскал. Во-первых, джипиэс навигатором она, вроде бы, оборудована не была, да и видел-то её злодей всего один раз в жизни, да и то мельком, пару секунд).
Киноляпы в данном случае вообще обсуждать желания нет, это всё равно, что лечить от перхоти смертельно больного. Спрошу лишь: а что это за здание в Москве, со стены которого можно сорваться вниз и упасть в Москва-реку?
Да, и ещё боевые ракеты, радостно залетающие в новогодние окна москвичей – это что?! Ладно, Хэнкока ругали за причиняемые им разрушения, так он хотя бы трупы за собой не оставлял! А сколько безвинного народа погибло из-за «героя-студента», летающего на корыте (то же самое могу сказать про дебилоида из «Особо опасен»)?!
Резюме: донельзя наивный, унылый сюжет, персонажи с невнятными характерами. Но спецэффекты весьма неплохи. Я бы поставил фильму среднюю оценку 6/10.
З.Ы. Сказать по совести, Кэмерон и правда подосрал Бекмамбетову – взял да и показал, как делать кино и кассовые сборы. Контраст, как говорится, налицо.