Год: 2009
Страна: Россия, Беларусь
Режиссёр: Александр Ефремов
Сценарий: Глеб Шпригов
Продолжительность: 163 минуты
В ролях: Дмитрий Певцов, Мария Миронова, Алина Сергеева, Александр Ефремов, Павел Делонг, Владас Багдонас, Сергей Беляев, Павел Харланчук, Андрей Шилько, Михаил Есьман
Если вы не против, подкину немного своих ранее публиковавшихся рецензий. Одна из них:
Наткнулся недавно в сети на фильм белорусских кинематографистов «Снайпер: оружие возмездия». Красивая картинка с Дмитрием Певцовым радовала глаз и обещала наконец-то интересный фильм о войне. А что, тема достаточно плодотворная! Вспомните казахский фильм «Снайперы», посвящённый памяти Героя Советского Союза Алии Молдагуловой. Да тот же амеровский «Враг у ворот» про нашего Василия Зайцева! Если бы не пьяные пляски под баян наших солдат и звери-НКВДшники, получилось бы весьма и весьма. Так что ожидания были самые радужные.
В то время я ещё не знал, что сценарий фильма наваял Глеб Шпригов. Да-да, тот самый, который приложил руку к написанию сценария к очень военному кино «В июне 41-го».
Начало фильма, скажем так, удивило. Сталинград. Девять снайперов выдвигаются на позиции и начинают безжалостный отстрел немецкого полка. Полк пытается в отчаянии перейти в наступление, но умелые и быстрые действия снайперов приводят к тому, что атака захлёбывается и немцы отступают. После этого командир группы старший лейтенант Яшин, которого играет Певцов, «что-то чует» и приказывает срочно уходить. И точно, только группа убегает, как всё взрывается.
Не знаю, были ли в истории прецеденты такой «снайперской операции», но скажу – в кино пусть будет. Должны быть свои супермены и у нас (конечно, не настолько бестолковые, как Безруков в известном фильме). В общем, начало весьма динамичное.
Далее герой Певцова подтверждает тот факт, что обладает «шестым чувством»: то напряжётся, и снаряд в окошко залетит, то ещё чего-то почует…
А была у Яшина в группе снайперша Алеся. И вот, заходит как-то Яшин, а Алеся моется, раздевшись до пояса. Посмотрел Яшин на сиськи и приказал Алесе больше на передовую не ходить. То ли приглянулась она ему, то ли он раньше просто не подозревал, что она женщина.
В общем, надоело немцам, что их яшинцы обижают, и прислали они своего суперснайпера Кляйста. И начал он безобразничать. Естественно, наши герои пытались его достать, но всё тщетно. И тут в отряд возвращается Алеся, которую немцы, по слухам, кличут «ведьмой». Алеся с полпинка вычисляет позицию снайпера и убивает его пулей в лоб. Кляйст обескуражен: «Я же говорил тебе, Ганс, что она ведьма!» - обращается он к трупу камерада. Откуда немец узнал, что Алеся вернулась и что именно она завалила Ганса, остаётся загадкой. (Кстати, очень похожий эпизод был в фильме «На безымянной высоте», где снайпершу играла Виктория Толстоганова).
В перерывах между отстрелом наших солдат Кляйст развлекается тем, что разбирает патроны и выцарапывает на тыльной стороне каждой пули свой автограф.
Эпизод следующий: группа Яшина бродит по территории разрушенного завода, напоминая, скорее, спецназовцев, чем снайперов. И вот Яшин с Алесей остаются наедине, признаются в своих чувствах друг к другу и обнимаются. Яшин, который обладает «шестым чувством», на всякий случай разворачивает Алесю и прикрывается ей от немецкого снайпера, прячущегося на заводе. Снайпер стреляет, пуля навылет пробивает девушку и застревает в плече у Яшина. Яшин горюет над телом Алеси, немец медлит. Сбегается вся группа, качает головами, цокает языками – немец также разглядывает всех через оптический прицел, но почему-то желание стрелять у него пропадает – может, пули с автографами закончились.
Тут вдруг – бац! Восточная Пруссия, 1945-й год. Яшин, за два года умудрившийся испортить зрение, и получить звание майора, больше не снайпер, а комендант небольшого городка. Советские солдаты воруют спирт и с этими же канистрами залезают в замок, расположенный неподалёку, чтобы разжиться ещё чем-нибудь. К сожалению, в замке прячутся недобитые немцы, которые убивают мародёров, обливают их собственным же спиртом и поджигают, как бы назидательно говоря, что алкоголь губителен для здоровья.
Молоденький лейтенант находит на крыльце замка (?!) ящик с секретными чертежами и через коменданта отправляет их в Москву. В Москве их передают ведущему инженеру, который кричит: «Чёрт побери!», хватает любовницу Машу, плащ и шляпу Индианы Джонса и отправляется на поиски приключений.
Оказывается, немцы прячутся в замке не просто так: в подвале собрана супермегаракета! Вот только, каюсь, задание немецкой спецгруппы я так и не понял: то ли доработать агрегат и всё-таки жахнуть по врагам Рейха, то ли просто уничтожить результаты исследований.
Самое время включить индийскую музыку: по счастливой случайности немцами руководит тот самый Кляйст, а любовница Индианы Джонса как две капли воды похожа на покойную жену Кляйста.
Любовница Индианы приглянулась Певцову, да и она сама была не прочь хвостом покрутить. Кляйст тоже скучает по усопшей жене, поэтому пробирается вечерком к клону супруги в ванную и придвигает ей мыльце, оставив на белом коврике чёрный след грязного армейского ботинка. Увидев след, Маша пугается и зовёт на помощь. Тем временем след исчезает: видимо, немец разулся и быстренько помыл за собой полы.
Комендант Певцов, вместо того, чтобы распорядиться об охране, сам грустно ночует под окнами Маши, одиноко сидя на мотоцикле.
Тут приезжает толстый и глупый, как валенок, майор НКВД, его тоже интересуют секретные документы. А Певцов накануне пожал руку местной девушке и нащупал у неё снайперский мозоль на пальце. К тому же от пули снайпера гибнет тот самый молоденький лейтенант, и пулю показывают Певцову. А на ней – знакомый автограф! Поэтому он ругается с НКВДшником и рекомендует не спешить, даже не подозревая, что майор НКВД – то же самое, что армейский полковник. Солдаты тоже ни во что не ставят глупого НКВДшника, то и дело подкалывая его.
Немцы в замке похищают Индиану Джонса и расстреливают целый взвод НКВД из снайперских винтовок, после чего между трупами ходят тот самый толстяк-майор и Певцов, рассуждая: «Позвать санитаров, чтобы они тела вывезли? Так ведь снайперы… А, нет, у снайперов своя этика – в санитаров не стрелять…» Недалёкие герои заботятся о санитарах, совершенно не думая, что снайперов привлекут скорее их тушки, беззаботно разгуливающие по замку.
Маша же, испугавшись выстрелов, метнулась в подвал и скатилась по лестнице, потеряв сознание. Придя в себя, она почему-то не может найти выхода (видимо, далеко закатилась) и полфильма тщетно плутает по подвалу.
Певцов кличет свою чудо-команду, каким-то образом уцелевшую в Сталинградской Битве. Герои решают зачистить замок и скрытно передвигаются прямо в логово врага. По крайней мере, им самим так кажется. Толстый Тупой НКВДшник, прогуливающийся как раз неподалёку от того самого логова, издали примечает крадущихся героев, весело машет им автоматом и орёт: «Я здесь!» Только профессионализм позволяет снайперам спасти жизнь глупого жирдяя и продолжить выполнение задания.
Зачистка проходит более-менее успешно (я ж говорил, это были-таки спецназовцы, прикидывающиеся снайперами). Правда наши профессионалы тупят и гибнут в совершенно нелепых ситуациях один за другим. Один расслабился и по лестнице вдруг неторопливо в полный рост пошёл… другой внезапно решил толстого дурака собой от пули защитить… третий уже взял на мушку немецкого снайпера, как вдруг увидел, что это женщина, и до того удивился наш профессионал, что находился в прострации до тех пор, пока та его не пристрелила.
В конце фильма зрителя ждёт напряжённая сцена: Маша наконец-то находит выход из подвала и злой Кляйст берёт «бывшую жену» на мушку, тем самым выманивая из засады Яшина. Яшин выходит и по-ковбойски разбирается со злодеем.
Ну что могу сказать в итоге. Фильм к просмотру не рекомендую – ближе к концу сидишь и думаешь: «Ну когда он уже закончится!» Так что среди прочих минусов – чрезмерная затянутость. Дурак-НКВДшник (который ещё и уцелел в итоге) и гроздья развесистой клюквы в сценарии также чести фильму не делают.
Плюсы – всё ж-таки патриотичность, положительный главный герой и неплохо смонтированные спецэффекты.
Оценка: 4/10.
Теги: кино, война, рецензия