Фильм снят режиссёром «Звонка» Хидео Наката в 2010 году, страна производства – Великобритания. Вероятно, многие уже успели его посмотреть, хотя событием уровня «Звонка» фильму не стать. Но тема, сама по себе, завораживает. Думаю, впереди ещё немало кино с разбором отношений внутрисетевого и внутричатового общения. В том числе, в жанре триллера – а именно так позиционируется фильм Наката.
«Это история о двух молодых людях, которые встречаются в сетевом чате. В реальной жизни они живут в совершенно разных обстоятельствах, но постепенно они осознают, что между ними много общего. Они чувствуют, что похожи. Разумеется, эти отношения довольно опасны, потому что один из них пытается манипулировать другим, играть его чувствами, и в итоге происходят очень неприятные события.»
«Неприятными» события можно назвать с большой натяжкой. Начинается всё замечательно – блуждающие по Сети праздные подростки наталкиваются на новый чат, душа и основатель которого – Уильям, быстро сплачивает маленькую группу, а потом закрывает чат для посторонних. Это наш внутренний клуб, нам чужих и чуждых не надо. Умный, но не высокомерный; харизматичный, но не претендующий на последнее слово; сексуальный, но не назойливый – он быстро находит к каждому свой личный ключик. А потом ещё и вступает в приватные контакты, окончательно закрепляя своё лидерство. И вот уже Эва безбашенно влюблена, Эмили вступает в открытый конфликт с родителями, Мо начинает критически анализировать свои романтические чувства к младшей сестре друга. Каждый чувствует и делает в реале что-то, для него прежде несвойственное. А Джим – Джим осознаёт, насколько пагубно его пристрастие к антидепрессантам.
И всё хорошо до поры – да только это первая часть сложной игры-манипуляции. Конечная цель которой – довести Джима до самоубийства; убедив его, насколько ничтожна, пуста, бесполезна и беспросветна его жизнь. И сделав всех, в той или иной мере, невольными соучастниками. Причём, красота игры – в том, что она ведётся под маской душевности и желания помочь. А ужас – в том, что она не первая. Уильям регулярно просматривает на мониторе видеоролики предыдущих самоубийств – для вдохновения.
Уильям – Аарон Джонсон. Я запомнила его только по фильму «Иллюзионист», хотя он явно идёт в гору и сейчас, несмотря на молодость, снимается в роли Вронского в «Анне Карениной», выход которой планируется на 2012 год.
Лично мне показалось, что воплощение замыслов несколько не дотянуло до их размаха. Что комплексы и страхи подростков чересчур схематичны. Что харизма Уильяма скорее декларируется, чем затягивает. Что намеренная условность и театральность в показе чата не оправдывает себя. Что финал фильма политкорректен и предсказуем. Для тех, кто захочет посмотреть – я не буду спойлить. Потому что, фильм стОит посмотреть. Пусть Наката и не снял своё лучшее кино, но он большой режиссёр. И он нащупал тему, которую ещё долго будут развивать идущие следом:
«Не ходите, дети, в Чатики гулять!
В Чатиках акулы, в Чатиках гориллы,
В Чатиках большие злые крокодилы,
Будут вас кусать, бить и обижать –
Не ходите, дети, в Чатики гулять!»
(Чуковский)