Режиссер и продюсер: Наталья Бондарчук
В ролях: Сергей Безруков, Анна Снаткина, Владимир Богданов, Инна Макарова, Сергей Никоненко, Борис Плотников, Евгений Стычкин, Виктор Сухоруков
Жанр: детектив/драма/исторический
Год выхода: 2006
Фильм «Пушкин: последняя дуэль» Наталья Бондарчук (дочь режиссёра Сергея Бондарчука и старшая сводная сестра Феди по совместительству) сняла в 2006-м году. В нём рассказывается про обстоятельства гибели великого поэта и о следствии по этому делу, в ходе которого раскрываются поразительные факты.
Скажу сразу, что факты эти – не более чем теория, которая вызывает скептическую ухмылку. По версии Бондарчук, Пушкин был этаким Джоном Коннором, единственной надеждой России, а светское общество – злобной сетью «Скайнет», задумавшей убить его. Всё дело в том, оказывается, что царь Николай I был абсолютно бесхребетным существом, и делал всё так, «как Пушкин скажет». А злые скайнетовцы замыслили сами управлять царём, в дальнейшем намереваясь истребить все лучшие умы и привести матушку-Русь к иностранной интервенции.
Именно поэтому царь в фильме показан не как «Николай Палкин», а как усталый офисный чиновник среднего звена. Абсолютно неубедительный царь.
Что касаемо игры остальных актёров – Анна Снаткина (Наталья Гончарова) просто прелестна, Виктор Сухоруков (следователь-полковник) тоже впечатляет. Сергей Безруков (Пушкин)… Ох уж этот Безруков.
Скажем так: за эту роль ему не должно быть стыдно. Сыграл эмоционально, малацца, несмотря на попытки гримёров превратить его в Росомаху из «Людей Икс». Однако выходки сценариста (видимо, усомнившегося в способности Безрукова самостоятельно выразить эмоциональность Пушкина) просто удручают. Всего лишь пара эпизодов: Пушкин на светском приёме говорит, что в форме камер-юнкера чувствует себя мартышкой, раздувает щёки, прыгает и ухает по-обезьяньи. Нелепица. И второй момент – сцена ревности Пушкина. Пушкин кричит: «Сучка! Кобели ходят за твоим поднятым хвостом и нюхают твою задницу!» Вот что ЭТО? Пускай даже Пушкин и кричал эти слова на самом деле, в фильме они смотрятся, как пятая лапа «в заднице» у собаки.
Для юных зрителей автор решила в самом начале фильма вставить сцену из «Бешеных псов» Тарантино - подстреленного, истекающего кровью Пушкина везёт домой Друг Данзас. Это для того, чтобы «где-то к середине фильма не появилось чувство, что Пушкина застрелят». (Я ни в коем случае не намекаю на плагиат, просто забавная схожесть).
Кстати, о юных зрителях и не только о них. Фильм Натальи Бондарчук ценен именно тем, что из него можно узнать многие подробности относительно жизни Пушкина и той самой дуэли. Может быть, это только я в школе на уроках комиксы рисовал, а все остальные внимательно слушали… Однако, знаете ли вы, сколько у Пушкина было детей? А то, что секунданта Пушкина – Данзаса приговорили к повешению? И что Сергеич подстрелил-таки гада-Дантеса? То-то же. И таких подробностей много.
Кстати, о Дантесе. Несомненно, каждый русский человек считает его, извините, пидором – да как он мог вообще в Пушкина стрелять! Но вот то, что в фильме Наталья Сергеевна изобразила его пидором «в хорошем смысле этого слова», меня откровенно позабавило. Респект вам и уважуха, Наталья Сергеевна! Пусть его потомки таким и запомнят, лично я не имею ничего против!
Когда фильм подходил к концу, я уже готов был поставить ему 7/10 (минусы за «задницу», «мартышку» и смешную теорию заговора). Однако последние 5 минут всё испортили. Кстати, мне было интересно, чем же автор закончит фильм. А финал реально ужасен: Дантес с надменной улыбкой на саночках уезжает в ссылку, а по сугробам за ним, чертыхаясь и крича: «А ну, стой!!!» ковыляет… Кто бы вы думали? Михаил Юрьевич Лермонтов собственной персоной, который решил отомстить во что бы то ни стало за гибель коллеги по литературному цеху!
Тут явная авторская недоработка. В реальной истории за саночками также бежали: Гоголь в шинели, Толстой с вилами и Достоевский с топором. Обидно, что на их роли так и не подобрали актёров.
Итог: смотреть можно, 6/10. Дело закрыто.
P.S. А ведь и вправду похож!
Теги: кино, рецензия, Безруков, Пушкин