"Шапито-шоу", к сожалению или к счастью, обязан стать фильмом культовым. Это ни в коем случае ни "народное кино", ни "эксцентричная комедия" - как только уже его не пытаются окрестить. Культовость обязана возникнуть просто на общем фоне нашего кинематографа, т.к. "Шапито" действительно, со всеми к нему придирками, выглядит очень смело и свежо, этого не отнять. Новое творение Сергея Лобана (известного преимущественно по полукустарному, хоть и не сказать что бестолковому, авангардному арт-хулиганству "Пыль") поделено на 4 новеллы и на два фильма, соответственно (почти по два часа каждый). Пары образуются интригующие по названиям - "Любовь" и "Дружба", "Самоуважение" и "Сотрудничество". И хотя создатели фильма говорят, что их можно смотреть в любом порядке, всё же надо заметить, что именно в такой последовательности фильм ровно разложит перед вами всю свою структуру и целостность, тем более что "Сотрудничество" ставит пусть не точку, но хотя бы четкую запятую (остальные новеллы ограничиваются многоточиями).
Каждая новелла повествует конечно о своём, но все они также объединены общим местом действия (море и Крымский курорт), а также все основные персонажи совершают камео-появления в новеллах где они не вполне основные. Другими словами, действия всех новелл происходят в одно время и потому четко между собой перекликаются и пересекаются. Прием этот отчаянно напоминает о "Криминальном чтиве". И, кстати, о последнем - стилистически "Шапито-шоу" представляет собой очень любопытный гибрид. На мой взгляд у авторов получилась забавная смесь из комедий сценарного авторства Охлобыстина ("Даун-хаус", "ДМБ") и Балабанова раннего и среднего (ну пусть "золотого", если желаете) периода творчества. Хотя стоит отметить, что до уровня Охлобыстина диалоги, к сожалению, чаще всего не доезжают, а для Балабанова слишком уж много этого самого "шапито" и прочего "монтипайтонства". Зато есть и, безусловно, что-то своё, "лобан"'ское.
К фильму, при желании, легко придраться, т.к. он предельно открыт во всем - актерах, музыке, нарочито наивном построении сюжета и переплетения событий всех новелл. Алексей Подольский, известный, опять таки, по главной роли в фильме "Пыль", появляется в первой новелле практически в том же самом образе, смотрится довольно неорганично в подобном сюжете, но возможно в этом и была задумка, дабы показать чуждость для него типичного курорта в частности и выездных мероприятий в целом. Невнятный юмор-сатира в новелле "Дружба" на тему гомосексуалистов тоже как-то мимо кассы и порой чересчур уж примитивен, тем более что в остальном она весьма любопытна. Неприятно наблюдать в фильме кривляния знатного фрика Стаса Барецкого, которому конечно до клоунады, к примеру, Джигурды еще очень далеко, но старается он от души, не придерешься - так или иначе, градус уважения к труду сценаристов и остальных создателей фильма он несколько понижает. Ну и небольшой камень в огород заключительной новеллы - "Сотрудничество". Дело не в какой-то моей нелюбви к русскому року в целом или Цою в частности, тем более что новелла вообще не о его творчестве, а о... см.название новеллы. Но выбивается она из общего лабиринта сюжета вполне осознанно, много пустоты и бесмысленного трепа, словно кончились идеи и под конец сюжет навешивали с расстояния, а углы заглаживали искуственно, просто потому что надо к чему-то подвести. В финале вовсе всё несколько притянуто за уши, а сама концовка ненавязчиво напоминает о концовке "Святого Грааля по Монти Пайтону" (даже не знаю, в плюс это или в минус, пусть просто так здесь повисит).
Тем не менее, оба фильма здорово выстраивают общую линию - "Любовь" талантливо и минималистично вводит нас в атмосферу картины (именно в ней особо уморительно высмеяна антиэстетика пляжей и курортов), "Дружба" развивает и значительно повышает процент безумия и абсурда (который, кстати, никогда не зашкаливает, т.к. весь авангард авторы уважительно перенесли в спецномера на отдельной сцене), при этом является самой пронзительной новеллой, т.к. в центре внимания оказываются глухонемые молодые люди, лёд более чем тонкий. "Самоуважение" предлагает немного отвлечься и пародирует типичный роуд-муви сюжет про встретившихся после долгой разлуки отца и сына и их приключения в горах, ну а "Сотрудничество" эдакая абсурдная гипертрофированная сатира на музыкальный менеджмент, безжалостный и беспощадный.
Отдельно надо замолвить слово и о музыке - очень качественный и здорово клеящийся к общему духу картины "псевдосоветский" new wave/minimal (тут уж не берусь точно утверждать).
Фильм сугубо специфический и советовать его кому-либо более чем неблагодарная штука. К счастью, необязательно смотреть всё - попробуйте посмотреть, например, первую новеллу, "Любовь" - если хоть как-то зацепило, то имеет смысл посмотреть и остальное, хотя бы просто из любопытства, дабы узнать откуда всё таки взялся синий тюльпан и тот самый злосчастный пожар в "Шапито-шоу".
Спасибо за внимание!