Свою любимую рецензию от 2008-го года выложу))) С неё, пожалуй, я и начал писать кинообзоры)))
Признаться, я ожидал что-то наподобие «Штрафбата» - исторический бред с более-менее интересным сюжетом. Но, как оказалось, продукт был из другого разряда – ребята, это же пародия, причём Лесли Нильсен конкретно отдыхает! Сначала я морщился, затем плевался, после качал головой, выпучив глаза, и приговаривал «п…ц, п…ц», ну а где-то в середине фильма схватил ручку и стал записывать набросочки, истерично хихикая. Причём в некоторых местах реально прибивало на смех!
Коротко о шедевре:
Автор сценария - Сергей Ашкенази при участии Станислава Говорухина
Режиссер: Александр Франскевич-Лайе
По мотивам повести Олега Смирнова «Июнь».
После просмотра этого фильма становится абсолютно ясно, что вышеозначенные «аффтары» перед съёмками пересмотрели советские фильмы про войну – «Государственная граница: год 41-й», «Отряд» и кое-что ещё. Но, к сожалению, в этот киноряд каким-то образом затесались пиндосские «Крепкие орешки», «Хищник», «Терминатор» и, естественно, все части «РэмбЫ». В результате на свет выползло кинематографическое детище с чудовищными мутациями, о которых, собственно, ниже.
Сначала перескажу весь сюжет, благо, аффтары посодействовали, не обременив оный излишними наворотами. Значит, так: Красный офицер в исполнении Главного-Российского-Любителя-Берёзок – Сергея Безрукова, любит польку (не бабочку), она – его, гады-немцы нападают, Саша Белый рулит и побеждает. Всё!
Если позволите, этап первый – «морщим носы», отрывочно: Безруков в экстремальной ситуации двумя выстрелами за две секунды перебивает две верёвки в самом начале фильма (видимо, «Великолепную семёрку» авторы также осилили); в гарнизоне строем под счёт пробегают бойцы на зарядке – причём правая колонна бежит не в ногу с левой (кто не бегал – не поймёт, а я нос поморщил); образ нехорошего солдата-срочника – пивное брюшко и уголовные наколки (откуда?!); немцы в лодках плывут – сплошь автоматчики, хотя по форме ясно видно – обычная пехота, а никакие не карательные отряды...
Далее. 22 июня, раннее утро. Безруков видит, что немцы прут на лодках к берегу и вздыхает, буднично замечая: «Это война… Пускай поближе подплывут…» Немчура прёт лавиной, герои кладут их пачками (причём под огнём вражеской артиллерии), но вот кончаются патроны. Безруков вздыхает, идёт по траншее, отряхает от земли одного уцелевшего контуженного товарища, потом другого и предлагает им пойти уже в лес. Они встают и уходят. Чем в это время заняты немцы – большой вопрос.
Герои приходят к дамбе, которую ранее охраняли и с расстояния примерно в километр разглядывают гадкого немецкого гауптманна, который забрался на самую вершину. Внезапно их чуют немецкие собачки (зацените их острый нюх, это важно) и смельчаки пускаются наутёк. За ними незамедлительно в погоню срывается человек 30, причём наших они не видели, но ведь собачки залаяли – куда деваться, надо сбегать проверить! Война всё-таки, а вдруг Безруков где в кустах притаился? Это вам не шутки! И вот одна зверюга настигает одного из спутников Сергея – молодого кавказца и хватает его зубами. Кавказец начинает дико вопить, Сергей с напарником возвращаются и безжалостно убивают животину последним патроном. Погоня тут же прекращается – то ли кавказец фашистов своими нечеловеческими воплями перепугал, то ли они поняли, что перед ними не бомжи из кустов, а реальные пацаны, которые если что и в табло зарядить могут – но факт остаётся фактом: от дальнейшей погони отказались даже пёсики, которые бежали впереди.
Далее беглецы добираются до заставы, где застигают ужасную картину: такого количества трупов на квадратный метр не видели даже создатели трилогии «Обитель зла», когда вирус вырвался из лаборатории. Что же случилось? Карательный отряд или химическая атака? Ответ – далее.
Герои признаются, что патроны у них закончились полностью, но вместо того, чтобы первым делом собрать оружие и боеприпасы, коих вокруг в изобилии, осторожно передвигаются, целясь в никуда незаряженными винтовками.
Вдалеке слышится шум моторов, герои хотят убежать, но экстремал-Безруков предлагает прикинуться ветошью и залечь среди покойничков. Подъезжает тот самый гауптманн с войсками, потом его брат в гражданской форме одежды начинает снимать чернуху на кинокамеру. «О, майн гот!» - говорит брат. - «Что же тут случилось?» На что гауптманн поясняет, что это следствие эффективного налёта немецких бомбардировщиков. Крайне эффективно, что тут скажешь – из гарнизона не выжил никто – все дружно вышли на центральную площадь, где геройски погибли ещё до приезда немцев.
В это время кавказец видит в метре от себя девушку, за которой до этого пытался ухаживать. Беларусьфильмовский спилберг вылил на голову несчастной целое ведро красной краски, чтобы мало не показалось, и чтобы дети, которые случайно увидели бы эти кадры, до конца жизни ходили бы под себя во сне. (Ну пересмотрели бы аффтары «А зори здесь тихие» - и на краске сэкономили бы и более трогательно как-то могло бы получиться.) Кавказец вспоминает, что обещал ей станцевать лезгинку, встаёт и устраивает для немцев номер художественной самодеятельности. Немцы рады, но вот когда тот достаёт кинжал, тут же обижаются и стреляют в артиста, после чего оставляют несколько человек добить раненых и уезжают. На счастье, в живых остался раненый дядька, который вовремя очнулся и разжал руку с Ф-1, которую, видимо, он до этого собирался бросить в самолёт. Немцы гибнут, Сергей с товарищем уходят невредимыми, так и не догадавшись разжиться оружием.
Товарищ активно пытается закосить под хохла, но его ужасный москальский акцент прямо-таки режет слух! (Позже мне пояснили, что это, возможно, был белорус.) Хохол вспоминает события 10-часовой давности, сомневаясь в умственных способностях лейтенанта: «Помните?» - как оказалось, всего лишь для того, чтобы Безруков небрежно кинул фразу-штамп из фильмов про 22 июня: «Так это когда было… Давно… Ещё до войны…» Сергей потчует лжехохла трофейными немецкими консервами. Пролетарский желудок не приемлет поганую гитлеровскую еду и хохол блюёт. Чего уж там ему спилберг в рот напихал, но это ооочень неприятно смотрится, уверяю вас. С долбаными пиндосскими фильмами мы абсолютно разучились пользоваться условностями. (Опять же ведро красной краски…)
Если позволите, небольшое отступление в область этих самых условностей. В английском варианте шоу мистера Бина есть момент, где Бин забирает пакетик в самолёте у ребёнка, надувает его и хлопает, не подозревая, что ребёнок его уже использовал по назначению. Так вот – в английском варианте после хлопка мгновенно наступает темнота, ползут титры, играет музыка – всё понятно. Халивудским мастерам эта тема пришлась по душе и они снимают полнометражный фильм, но уже по-пиндосски. И уже в нём после хлопка пакета никакого занавеса, а всех окружающих забрызгивает мерзкой зелёной массой. Вот вам две киношколы. Куда мы катимся – делайте выводы, господа.
Ну так вот. Далее герои резонно решают, что просто необходимо раздобыть волыну, а то воевать без оружия – несерьёзно и неинтересно. Вспомнив когда-то виденный фильм «Государственная граница», Сергей перерезает телефонный провод, чтобы заманить фашистов. В «Границе» всё было по-людски – вдоль провода шли связисты и искали обрыв. Тут же дело обстояло более сурово – фашисты приехали искать обрыв на мотоцикле! Как они собирались это делать – неизвестно, но к счастью, Безруков избавил их от забот, перерезав провод не в лесу или в горах, а по счастливой случайности – прямо на дороге.
Покушав и раздобыв оружие, Безруковский Ваня (так, кстати, зовут персонажа) стал глядеть на мир заметно веселей и возжелал женщину – благо, деревня подруги в ста метрах ходьбы! Прийдя в деревню, лейтенант нос к носу столкнулся со взводом фашистов, застрелил первого, который на него выскочил и направился в сторону леса, геройски поигрывая ягодицами. Трусливые же фашисты не то что не попытались его догнать, даже вслед ни разу не выстрелили ради приличия. (Правильно – а вдруг вернётся? Тогда всем мало не покажется.)
Вообще, на протяжении фильма действия героя Безрукова можно охарактеризовать фразой Лены Борщовой из Пятигорского КВНа (сценка «Маша и медведи»): «Прихожу, когда хочу, ухожу, когда хочу!»
На счастье фашистов, Безрукова поймала какая-то неорганизованная орава, больше напоминающая банду скинхэдов, чем регулярные войска. (Посудите сами – одеты кто во что горазд, один вообще в майке с орлом и свастикой, притом бредут не строем, а толпой, аки пионеры в музее Ленина.)
Ваню-Серёжу бьют, кричат «хенде хох», но он – гордый, не хочет хох, поэтому закадровому переводчику приходится повторять, как попугаю: «Руки вверЬх! Руки вверЬх! Руки вверЬх!» (Хоть бы поп-группу Сергея Жукова с одноимённым названием вспомнил, что ли, чтобы не позориться перед телезрителями).
Далее немцев посещает удачная мысль (явно навеянная фильмами «Самоволка» и «Кровавый спорт») – поделить заключённых на предателей и нормальных пацанов, нарядить предателей немцами, устоить стрит файт и снять это дело на видео, благо – камера у брата гауптманна под рукой!
Сергей забирает у бывшего-плохого-солдата ножик, режет оператора, парочку немцев, собирает автоматы и уходит обратно в лес. Немцы опять напуганы, но всё же осмеливаются на преследование. В перестрелке таки гибнет приятель-хохол. Безруков имитирует утопление в болоте, доверчивые немцы уходят.
Наворачиваются слёзы, когда вспоминаешь подвиг немецкого кинооператора: видимо, увидев, что через пару секунд ему пи*дец, он не стал позорно убегать или закрываться, а включил спецэффект замедленной съемки, вследствие чего получилась душераздирающая картина – общая драка, вдруг выскакивает Безруков, съемка замедляется и испуганный зритель созерцает несколько секунд перекошенную медленно приближающуюся физиономию лейтенанта Вани. На одном из форумов посетовали на отсутствие мигающей надписи "REC", которая была бы в тему к замедленной съёмке.
Брат-гауптманн пересматривает эти кадры и жутко горюет. Он вспоминает, как брат умирал у него на руках, торжественно цитируя Ницше: «Если долго глядеть в бездну, бездна поглядит на тебя…» Хотя мог бы что-нибудь более пафосное сказать, типа: «Нет, такой народ нам не победить…»)
Усталый Ваня приходит на мельницу, где его ждёт подруга, обнимает её, говорит: «Я тебя никому не отдам», прижимает к себе, рыдает и внезапно начинает как-то неестественно дёргаться! После небольшого шока осознаёшь – трахает, засранец! И всё это, вопреки правилам жанра, не под глобально-торжественную музыку (типа зачатия Джона Коннора), но в полной тишине под жалкое всхлипывание Безрукова! (Извините, но стойкая ассоциация с анекдотом про Ржевского: «Не поверите, господа! Ебал и плакал!») Через 10 секунд начинается-таки музыка, но Сергей уже выпускает героиню из объятий и просит прощения. То ли за то, что музыку вовремя не включил, то ли за явно короткие 10 секунд.
Далее на сцену выходит Арнольд Шварценеггер из фильма «Коммандо», который мажет харю гуталином и пускается на подвиги. На гуталине спилберги-таки сэкономили (видимо потому, что Сергей за время съёмок запачкался самостоятельно и непреднамеренно).
Сначала он идёт и закапывает обратно пограничный столб (из «Государственной границы: год 41-й» он твёрдо помнит, что настоящий пограничник просто обязан застрелить немца, закопать столб и повидаться с призраками убитых товарищей).
Немцам столб чем-то не понравился, они скинули его в обрыв и ушли. Но упрямый Безруков погрузил свой крест… тьфу ты, столб на спину и потащил его обратно. Чтобы ему шагалось бодрее, звукооператор включил ему музыку из передачи про Форт Бойярд.
Закопал он столб и сидит, ждёт призраков товарищей (ну помните, как в «Границе» - красиво-трогательно, все в белых рубашках: «И меня убили… и меня…»), как вдруг хлоп! – на плечо ему опускается кровавая рука. Он медленно поднимает глаза, осознавая, что штаны и без того грязные, и наблюдает своего друга-лжехохла в образе из «Возвращения живых трупов» - кишки торчат, весь в кровище… «Фубля!» - говорит Безруков. – «Тебя же убили!» «Ага», - соглашается хохол. И тут же отмазывается – «Так то душа моя так к тебе прикипела!» Далее Сергей почти наизусть читает по сценарию из «Границы»: «Приказа отступать никто не давал, границы никто не отменял, это наша земля, будем защищать до последнего». Хохол обещает доложить о сложившейся ситуации самому товарищу Богу. Потряся головой, Сергей прогоняет ужасный мираж.
Далее Безруков идёт к дороге, перегораживает её, обнаруживает брошенную пушку, находит кстати неистраченный снаряд, небрежно покрутив ручку наводки наводит её «куда-то-в-сторону-дороги», подъезжают немцы на мотоцикле и двух грузовиках, герой сперва расстреливает мотоциклистов, потом не глядя что-то там дёргает в пушке – два грузовика взлетают на воздух. Несколько несчастных пытаются спастись от одержимого лейтенанта бегством, но и там настигает их десница правосудия. (Сами виноваты – понавезли на русскую землю немецких автоматов немерянно – от них и погибли, а я ведь говорил – «автоматы давайте только командирам отделений»).
Затем – фильм «Отряд» и Гармаш, расстреливающий обедающих немцев. Только вот наш герой не стал убивать всех, только частично, а остальных заставил раздеться и отправил пешком к своим. Молодцы, спилберги, уели-таки конкурентов по жанру - «Мы из будущего» - там всего 4 голые задницы были, а тут – штук 10 кряду! И вот пришли они, выстроились перед немецким генералом, стыдливо жмутся друг к дружке и прикрывают ладошками причинные места… «Что с вами случилось?» - удивлённо вопрошает генерал. – «В-вы н-не п-поверите, но мы в-ваши п-потомки…»
Ещё Безруков сказал такую фразу, вызвавшую у меня дикое веселье: «Вы приговариваетесь к высшей мере социальной защиты!» Так как до сих пор слово «соцзащита» у меня ассоциировалось исключительно с бабушками и пенсиями, я поржал от души. Как оказалось, зря – так как слова Безрукова всё-таки оказались исторически верными. Ну что я могу посоветовать создателям сериала? Применяйте впредь, пожалуйста, общеупотребляемые выражения, дабы не веселить дилетантов типо меня. Не нужно столь серьёзное погружение в эпоху при съёмках сериала-однодневки, вы уж поверьте.
Ну что там ещё из таких явных «косяков»? Злой гауптманн в тёплом кожаном плаще (тогда как остальное население в майках бегает), к концу фильма за которым прочно укрепилось амплуа «Доктор Зло», столь стандартное для пиндосовских мувиз… Разбег и прыжок через речку, так как Серж уверовал, что это матрица… При падении он протыкает сучком ногу, но это его не останавливает!
(Кстати, вот в этом эпизоде собаки оказались беспомощны, из чего следует нехитрый расчёт, что герой сиганул-таки дальше, чем на километр – на расстоянии километра-то они его чуяли…)
Апогей боевика: («Терминатор-2» и жидкий Т-1000): безоружный Сергей с пробитой ногой бегом догоняет грузовик с фашистскими автоматчиками в кузове, цепляется, взбирается внутрь едущего грузовика, забирает автомат у полностью деморализованного противника, всех крошит в капусту, убивает водителя и едет дальше.
Ну и в конце: «Айл би бэк», машина, въезжающая в полицейский участок – помнят все? Безруков на грузовике въезжает во вражеское логовище, таранит бочки с горючим, сквозь огонь выходит из кабины и стреляя от плеча в полный рост устраивает геноцид арийской расы в отдельно взятом районе.
Стандартный финальный файт с главным злодеем, Безруков ныряет в реку, а злодей испуганно наблюдает, как горящая дорожка из финала «Крепкого орешка-2» приближается к бакам с топливом…
В конце приведу шутку из "Красной Бурды", которую можно было бы поставить эпиграфом к данному фильму:
"Партизаны бегали по деревне и нечаянно подожгли фашистский штаб. Утром немцы пришли в лес и спрашивают у партизан: "Кто поджигаль наш фашистский штаб?" Все партизаны сказали: "Не я!", и даже командир сказал: "Не я!" Немцы поняли, что такой народ им не сломить и заплакали. А партизаны засмеялись и побежали играть на железную дорогу."
Теги: война, кино, рецензия, цинично