"Прометей" из той породы фантастических фильмов, которые вымерли окончательно и бесповоротно. Еще до выхода картины стало понятно что Ридли Скотт наконец отошел от того безобразия что снимал в 00-х и на мгновение но вернулся в жанр фантастики. И как!
Блестящей симфонией кайфа и ностальгии по фантастике 80-х "Прометей" прокатывается за два часа почти на одном дыхании. Структура сюжета (и не только) нарочито копирует "Чужого" (первый огромный успех режиссера) - первый час фильма чистая приключенческая science-fiction, при этом хоть и местами наивная, но какая-то родная, подобно которой уже давно мы не видели. Затем фильм ненадолго переходит в фазу хоррора, после в стадию экзистенциальных мучений, логичных кульминационных хоррор-мучений и наконец финал, ставящий больше новых вопросов, нежели давший ответы на старые.
Интересный вопрос - так приквел ли "Прометей" к "Чужому" или нет?! Однозначно ответить затруднительно, т.к. с маркетинговой точки зрения очень многое подгоняет к тому, что да, это тот самый "космический жокей", первый чужой то ли эволюционировал со временем, то ли просто является известной для расы "праотцов" "бабайкой" (если обратить внимание на фреску с изображением матки-чужой, с которой в будущем сразится Рипли (?)). Но с другой, самое главное, финал не отвечает тому состоянию в котором корабль нашли в "Чужом", очень много еще несоответствий до которых уже успели докопаться на фан-форумх, не буду лишний раз спойлерить, это не так уж важно, по причине ниже. Лично мне кажется, да еще и по интервью с режиссером это вполне очевидно, что "Прометей" - это что-то вроде перерождения серии, в некой параллельной вселенной. Известно что Ридли Скотту не шибко нравились сиквелы своего творения, поэтому особо здорово, что он вернулся, дабы показать кто главный и о чем франшиза на самом деле, насколько шире на самом деле эта вселенная, чем тупая "кэмероновская" беготня/стрельба с большими пушками по коридорам челнока.
О сюжете можно говорить бесконечно, но я ограничусь предупреждением - т.к. за сценарий среди прочих ответственен создатель сериала "Lost", не удивляйтесь что в фильме полно непоняток, а некоторые вещи останутся загадкой до самого конца. Это поначалу обескураживает, но затем анализируешь и понимаешь, что а ведь здорово что всё так - не псевдовысокоинтеллектуальные ходы, а настоящие загадки - некоторые можно разгадать сразу, т.к. ответ есть, а определенные имеют лишь тот ответ который сами себе придумаете. Подобная работа со сценарием заслуживает отдельного уважения, хоть конечно и отпугнет любителей более четких/продуманных произведений.
Актерский состав подобрался отличный - вопросов нет ни к кому. Центральной фигурой, что особо занятно, сделан андроид. Положительный он или отрицательный, всячески по ходу фильма замазывается и противоречит. Мне кажется, тут не обошлось без отсылки к "Бегущему по лезвии", эта сложность образа становится одной из главных загадок и "изюминок" фильма. Успех образа основывается на отличной игре Фассбендера (известному массам по роли британца из "Бесславных ублюдков" Тарантино). Не подкачал и женский состав - от "каменной" Шарлиз Терон до замечательной шведки Нуми Рапас (кстати из шведской оригинальной экранизации "Девушки с татуировкой дракона"), которая видимо выполняет роль ассоциации с Рипли, местами очень здорово, а уж самая жесткая сцена фильма с "родами" заставит нервно сглотнуть даже самых молодых и дерзких хоррор-режиссеров. Хотя, судя по девушкам в зале, после последних "Сумерек" им уже ничего не страшно - спасибо тебе тётя Майер!
При всём при этом замечательном, "Прометей" не из тех фильмов, к сожалению, которые можно порекомендовать всем и каждому, мол, событие в жанре, ит.д. Не поймут. Уже сейчас много недовольства со стороны фан-зоны "Чужого", т.к. вероятно с их стороны возлагалось больше надежд на непосредственно происхождение чужих, а вместо этого фильм ставит более глобальные вопросы и скорее усложняет, чем объясняет. А тем кто вообще далек от франшизы всё еще более непонятно и оттого кажется порой тупым, ведь в определенный момент "Прометей" специально пытается упроститься и выдать себя за обычный фантастический сурвайвл, с глистами в глазу и инопланетной змеей в шлеме.
Смотреть или не смотреть, тут уже каждый решит для себя, случайно получится или нарочно, иль не получится вовсе. Но то что Ридли Скотт вернулся "на коне" и фактически из пепла попытался не без успеха возродить целый жанр - факт. На сим позитивном давайте и закончим, всем спасибо.
Теги: Ридли Скотт Фантастика Хоррор science fiction horror