Год: 2012
Режиссер: Александр Горновский
Продюсер: Анатолий Чижиков, Наталья Чижикова
Сценарий: Зоя Кудря, Михаил Шелехов
В ролях: Ирина Рахманова, Евгений Князев, Игорь Хрипунов, Алексей Шевченков, Сергей Угрюмов, Федор Лавров, Кирилл Полухин, Евгений Атарик
В своих безуспешных попытках найти более-менее приличный отечественный современный фильм о войне, набрёл я на «Блиндаж». Отдельно заинтересовал меня тот факт, что фильм снят по неоконченному произведению Василя Быкова, классика советской литературы. Это намекало на наличие крепкого сценария.
Посмотрел. Ну что вам сказать? Все читали сказку «Теремок»? Достаточно ли там крепкий сценарий?
Почему я спросил про «Теремок» - да потому что «Блиндаж» срисован с него практически под кальку. Только жЫвотных в фильме заменили другими персонажами, а в роли Медведя выступили, естественно, немцы. Сейчас всё расскажу.
Лето 1941-го, в деревне паника, наступают немцы. Неподалёку от деревни занимают оборону части отступающей Красной Армии. В блиндаже полковник вцепился в несчастного радиста, трясёт его и приговаривает: «Вызывай, вызывай!» Внезапно радист гибнет, но полковник продолжает трясти тело и приговаривать: «Вызывай, вызывай!» Капитан-связист забирает убитого из цепких лап полковника и сам садится за радиостанцию. Полковник тут же переключается на капитана: вцепляется в него, трясёт и демонстрирует новые слова из своего словарного запаса: «Вызывай, вызывай! Ты тупая жопа или начальник связи?»
Капитан ползёт проверять линию, находит обрыв, но тут совсем рядом раздаётся взрыв…
Когда он приходит в себя, то выясняется, что от взрыва он потерял зрение. Бой уже давно закончился, немцы победили. Пополз, значит, капитан, да и заполз в блиндаж. Оказалось, что в «невысоком блиндажочке никто не живёт», и стал там наш капитан жить-не тужить в качестве комара-пискуна.
В эту пору мимо шла Белоснежка из «9-й роты», местная деревенская баба Серафима – корову искала. Глядь, в поле блиндажок. Подошла поближе, спросила: «Кто, кто в блиндажочке живёт?» Так стала Серафима мухой-горюхой. Жить она, правда, там не осталась, но регулярно проводила там время, ухаживая за раненым.
А пробегал мимо немец-дезертир, очкарик Хольц. Был он санитаром, да не захотел раненого командира с поля боя вытаскивать, решил, что тот всё равно не выживет. А когда доложил, что командир погиб, оказалось, что тот очень даже жив – другие его вытащили. И не только выжил командир, но и доложил, что Хольц трус и предатель. Вот и сбежал юный немчик от справедливого наказания.
Муха Серафима в ту пору по своим делам умчалась, а Хольц представился капитану мышкой-норушкой и тоже поселился в блиндаже. Хотел было Комар-капитан пристрелить супостата поначалу, но у того оказались сигареты, так они и поладили. Так появился в Блиндажке арийский мыш-норуш Хольц.
Ну так вот. Когда население эвакуировалось, по деревне как сраный веник испуганно метался партработник по фамилии Демидович. Тоже хотел эвакуироваться, но его сбросили с грузовика, обозвали «наркомовской крысой» и с издёвкой посоветовали поработать на оккупированной территории. Авторы фильма, чтобы подчеркнуть свою любовь к коммунистам, подобрали на роль Демидовича актёра, который постоянно играет мелких уголовных шнырей.
Стал бегать Демидович по окрестностям, и везде ему спасу нет: то немцы его гоняют, то деревенские полицаи – братья Пилипенки. Заец-выбегаец, блеать. Пустили и его в блиндажок.
А беспечные немцы по округе своих подбитых танков понаоставляли: говна не жалко!
Это же июнь 41-го, целых ещё много осталось – нафига нужны подбитые-то! С одного из них Хольц приволок радиостанцию, которую немцы бросили вместе с танком. Капитан с завязанными глазами разобрал свою сломанную, повыкручивал нужные детали с немецкой – так появилась у них радива. Рутгер Хауэр, мочивший без глаз негодяев в «Слепой ярости», горестно курит бамбук.
Наловили немцы евреев по окрестностям и заперли их в конюшню, а чтобы те не кипешились раньше времени, объявили, что завтра прибудет паровоз и всех отвезут в Варшаву.
Полицай Панас дал понять Серафиме, что евреям скоро – всё. Серафима рассказала об этом населению блиндажа. Единогласно решили спасать семитов.
Панас оказался парнем неплохим, отвлёк охранников, и наши герои проникли в конюшню. Но вот незадача! Евреев-то забыли спросить, а они наотрез отказались спасаться! Как упёрлись: «Немцы обещали нас отвезти в Варшаву, а с вами мы не пойдём», и всё тут! Тут уж и немцы подъехали, спросили Хольца, чего это он тут ошивается? Хольц выдал: «Говорят, в конюшне есть неплохие девчонки!»
В общем, злые на весь еврейский народ, наши герои едва ноги унесли, а трусливый Демидович даже словил пулю в плечо.
На следующий день в доме у Серафимы нарисовался Волчок-Серый бочок: бывший жених Казимир, мотавший срок за убийство. Про блиндажок он до поры до времени не знает.
Братья-Пилипенки давно уже следили за Серафимой, но почему-то всегда в то время, когда она возвращалась из блиндажа. Проследить за ней, когда она идёт туда, ума не хватило. Поэтому они её побили, а потом Казимир побил одного из них.
Казимир пошёл на службу к немцам, а Серафиму пристроил за небольшое жалованье поломойкой.
И вот сидит как-то Казимир, конфискованное у евреев золото пересчитывает да «Мурку» насвистывает. «Странная мелодия», - хмурится Главный Немец. – «Вы кто?» - «Вор!» - честно пожимает плечами Казимир. Немец фшоки. Сразу кидается обыскивать карманы счетовода. Нормально так – взять на работу, а потом интересоваться: «А вы, простите, кто?» Ох уж, эти беспечные немцы.
А в это время Пилипенко-младший, перебрав водки за столом, начинает ни с того ни с сего голосить: «Слава Советской власти, хлопцы!» Немец убегает его бить, а Казимир тырит по карманам золото.
Опиздюлившись, младший брат-полицай уходит бродить по округе. А обитатели теремка до того обнаглели, что пожрали консервы, что Казимир Серафиме презентовал, а консервные банки раскидали вокруг блиндажа. И обёртки от шоколада. Нашёл все эти улики Пилипенко, да обрадовался и спрыгнул в траншею. А в траншее как раз Демидович сел посрать.
Пилипенко радуется, обосравшийся Демидович отчаянно ревёт, как истинный коммунист.
Тут на шум выбегают ребята и Хольц убивает полицая. Пацаны понимают, что как бы подставляют Серафиму, поэтому решают разойтись кто куда. Немчик задвигает трогательную речь, мне до того понравилось, что я мини-ролик слепил:
А в деревне полицаи вырыли большую могилу. Главный немец сказал: «Господа полицаи! Поздравляю вас с началом новой акции!» И приказал насыпать в яму «Тайда» хлорки. (Странно: мне всегда казалось, что хлоркой трупы присыпали, а не наоборот).
В общем, евреев повыгоняли и начали расстреливать, а Нохема, отца семейства, заставили фотографировать расстрел его же семьи. (Тяжёлая сцена, если честно. Не место ей в этом фильме-празднике сказочного абсурда). А когда всех расстреляли, бросили в яму и Нохема и закопали живьём.
Серафима чудом спасла еврейскую девочку и передала её в партизанский отряд через знакомого деда. Этот дед ей корову вернул, которая как-то прибилась к партизанскому отряду. Заодно за раненого капитана слово замолвила.
А Нохем тем временем раскопался в стиле «Возвращения живых трупов» и до усрачки напугал неплохого полицая Панаса. Панас в ужасе принялся бегать по ночной деревне, за что и был застрелен немцами.
Серафима встретила Нохема и тоже привела в блиндаж. Кого мы там пропустили? Лисичку-сестричку?
Пилипенко-старший сдаёт Серафиму немцам, её бросают в конюшню, где уже томится пленный Демидович – его немцы поймали где-то в окрестностях.
Партизаны приходят в блиндаж за капитаном, видят там от таке теремок и охреневают. «Нет, ребята», - говорят, - «всех мы вас не возьмём. Немца не возьмём точно». Тогда и гордый капитан отказывается идти. «Ну, смотрите сами», - пожимают плечами партизаны. – «Если что надумаете…» Тут я наберу побольше воздуха в лёгкие: «…КОРОВА СЕРАФИМЫ К НАМ ДОРОГУ ЗНАЕТ!!!»
Полицаи издеваются над Демидовичем, Казимир вступается за него. Затем Казимир подбрасывает кое-что из украденного Пилипенке-старшему и сдаёт того начальству. Пилипенка бьют и срывают полицейскую повязку с руки. Но когда и его доставляют в конюшню – повязка красуется на месте. Запасная, видать, была.
Волчок-Серый бочок идёт в блиндаж и говорит, мол, давно Серафиму с бригадой вычислил. В общем, берёт он парней и едет спасать пленных. Только безумный Нохем ушёл сам себе бродить по округе, там его полицаи и пристрелили.
Финальный баттл, Хольц воюет за наших и гибнет, заслоняя от пули Демидовича. Демидович тоже геройски гибнет. Казимир с ворованным навсегда скрывается в неизвестном направлении. Серафима с капитаном – не поверите! – запускают КОРОВУ! И она ведёт их в партизанский отряд!
А по их следам спешат полицаи. Они убивают Серафиму, а затем принимаются за партизан. Ага, как в том анекдоте: «И с партизанами как-то неудобно получилось…»
Финальные кадры: светит солнышко, все убитые собрались за большим столом… Конец фильма.
Охтыжёбаныйтынахуй. Я не знаю, почему Василь Быков не дописал «Блиндаж», но, судя по фильму – правильно сделал. Такой абсурд ещё поискать надо.
Вообще – о чём фильм? Зачем его сняли? Какую мысль хотели выразить авторы? То, что даже коровы против немцев воевали или что?
В отзывах пишут, что очень хорошо сыграла Ирина Рахманова – Серафима получилась прямо-таки «русской святой». Пожалуй, соглашусь. Растёт «Белоснежка». Но фильма в целом не спасает ни в коем случае.
Хольц. Ну что это за положительный персонаж? По сути – трус и предатель. Давайте представим, что немцы сняли фильм, в котором фигурирует русский солдатик-дезертир, который прибился к немцам и так их полюбил, что в конце даже в наших принялся стрелять. Ну как, персонаж достаточно положительный?
Также положительными в фильме представлены полицай Панас и уголовник Казимир. Второй вообще несёт в массы мысль: «Воруй, убивай (про гусей не пишу) – и будет тебе щастье!»
Пока я копался в этом фильме, подошла 14-летняя дочь и поинтересовалась, что это за кино. Пришлось вкратце рассказать и показать ей, о чём фильм. В нескольких местах она от души смеялась. (В частности, с обосравшимся Демидовичем и путеводной коровой). Докатились. Наши дети смеются над фильмами о войне.
Также она спросила, глядя на сраного Демидовича, а кто такие были коммунисты? Я пояснил, что в то время в коммунисты принимали самых достойных и лучших. Видно было, что она явно сомневалась в том, что трус Демидович тянет на лучшего, поэтому я пояснил, что нынче модно поливать грязью нашу историю.
В общем, грустно это всё, ребята…
Теги: кено и немцы, рецензия, абсурд