Жанр: Исторический, драма, детектив
Режиссер: Игорь Зайцев
В ролях: Сергей Безруков, Олег Табаков, Константин Хабенский, Александр Михайлов
Год: 2005
Как-то мой знакомый, Лёха, похвастался, что он снялся в эпизодической роли в 11-серийном фильме «Есенин». Но самого фильма он так и не видел. Мне стало очень любопытно и я пошёл на торрент-трекер, где и добыл этот шедевр.
Так как фильм был снят достаточно давно, в 2005-м году, я неоднократно слышал упоминания о нём, причём не самые лестные. Признаюсь, это вызывало у меня недоумение – ведь фильм посвящён такой серьёзной теме, да и Безрукова я знал до сих пор, как талантливого актёра…
Ребятушки мои, посмотрел я этот сериал. Это ведь ужас, что такое. Позорище, иначе и не скажешь. Создатели взяли образ Есенина и почти буквально измазали его говном.
Не знаю, виной тому книга ли Виталия Безрукова (отца актёра Сергея Безрукова, исполнившего главную роль в фильме), которая легла в основу сценария, либо «талант» кинематографистов, но что получилось – то получилось.
Начну сразу с самого главного. Естественно, все мы наслышаны, что Сергей Александрович не дурак был выпить и похулиганить – он об этом и в стихах своих открыто говорит. Пусть он был хулиганом, но кого играет Безруков?! Есенин Безрукова – вечно пьяный идиот, по-другому и не скажешь! Смотришь и поражаешься – как этого придурка могли любить люди?! Абсолютно отталкивающий образ! Безруков либо орёт, как резаный, стихи Есенина на каждом углу, либо изображает пьяного, и потому совершенно неадекватного персонажа, который: горланит песни, наяривая на гармошке в гондоле в Венеции, принимает забавы ради участие в расстрелах контрреволюционеров вместе с собутыльником – Гошей Куценко, бьёт морду дипломату в поезде. Не уверен, что все эти события имели под собой реальную историческую основу. Вообще, фантазия авторов крайне богата и не знает границ – Есенин едва ли не хамит царю, когда его приглашают ко двору, ухлёстывает в солдатской шинели за царской дочкой в парке, как истинно деревенский мужик отбивает чечётку и танцует танго на сцене. (Я не биограф Есенина, так что если у кого есть возражения – с радостью выслушаю). Вечно пьяное сборище друзей Сергея – поэтов-имажинистов с лицами придурков также вызывает отвращение.
Пару раз показаны муки творчества, однако так бездарно, что становится ясно – перед нами не поэт, слагающий стихи, а нерадивый двоечник, тщетно пытающийся их выучить, монотонно повторяя строки по тысяче раз.
Параллельным сюжетом идёт рассказ про 1985-й год, где подполковник милиции пытается найти доказательства, что Есенина на самом деле убили. В самом конце фильма он находит документы с неопровержимыми доказательствами, но, как вы правильно догадываетесь, гибнет при несчастном случае.
Когда смотришь подобного рода фильмы о людях с трагической судьбой, в течении просмотра нет-нет да и сожмётся сердце от неизбежной концовки. Тут же авторы «постарались» настолько, что честное слово, нет-нет да и подумаешь: «Скорей бы уж, а!»
Отдельный вопрос – любимая «кровавая гэбня». Чекисты в фильме настолько суровые и настолько тупорылые, что просто плакать хочется. Только что двое сидели напротив сцены и втыкали по стихам Есенина (в кабачке человек на тридцать, не больше), как в этот же день одного из них подсаживают к задержанному Сергею в камеру, пытаясь спровоцировать. Однако, Сергей демонстрирует чудеса наблюдательности, когда замечает, что подтяжечки-то у подосланного не отняли.
Проходит время, Есенин собирается за границу, и настаёт очередь второго шпика. Ему выдают партийных денег и советуют «особо не светиться», что он и делает – в маленьком самолётике, летящем за границу, он садится напротив Есенина, едва ли не впритык коленками. И когда через некоторое время Сергей обращает внимание на «знакомую рожу», которая ходит за ним по пятам, операция глупых гэбэшников проваливается.
Ох, недаром ходит по Сети присказка, мол, Безруков во всех фильмах играет самого себя. Ощущение, что все деньги, выделенные на съёмки, пропили и тупо сняли пьяного Безрукова, подкрепляется сценой, в которой Сергей, пошатываясь, заявляет: «Здесь лишь два гения – я и Есенин!»
В итоге, по версии Безрукова-старшего, Есенин не повесился, но и убивать его никто не хотел, всё вышло случайно. Просто Есенин якобы по пьяни прогнал, что у него есть телеграмма-компромат на Каменева, и симпатяга-Троцкий в исполнении Хабенского порекомендовал Гоше Куценко ласково эту бумагу изъять. Гоша взял в помощники тех самых двух шпиков-придурков, которые случайно и приложили поэта канделябром по голове, в итоге обставив всё как самоубийство.
Уж не знаю, кому в голову первому пришло экранизировать книгу Безрукова-отца, однако вывод однозначен – Безруков стал заложником этой роли и опозорился по полной. Если отринуть все параллели с реально существовавшими личностями и назвать главного героя «поэт Вася Пупкин», зритель впал бы в состояние глубочайшего недоумения – к чему были сняты целых одиннадцать серий, посвящённых этому отвратительному придурковатому алкоголику?! (Да и вообще непонятно, как и когда это пьяное существо писало гениальные, по слухам, стихи).
А своего товарища Лёху, к сожалению, я так в фильме и не увидел...
Теги: кино, рецензия, УГ, халтура, Безруков, Есенин