Режиссер: Владимир Щегольков
Сценарист: Вадим Зобин
Продюсеры: Юрий Сапронов, Андрей Смирнов, Ирина Баскакова
Производство: Russian World Studios (RWS)
Год: 2009
Премьера: 13 февраля 2012 (Первый канал)
Cерий: 8
Актеры: Клавдия Коршунова, Дмитрий Муляр, Игорь Ясулович, Юрий Кузнецов, Роман Мадянов, Юрий Цурило, Ольга Волкова, Мадлен Джабраилова, Ирина Рахманова, Дмитрий Поднозов, Елена Лядова, Владимир Симонов, Александр Коршунов, Наталья Никуленко, Фёдор Лавров, Александр Орловский, Сергей Удовик, Ёла Санько, Ксения Караева, Лиза Блохина
Давно хотел написать обзор, да всё откладывал. А пока откладывал, успел уже забыть, о чём фильм. Поэтому геройски пересмотрел все восемь серий заново. Ну, получай, «Московский дворик».
Итак, на дворе 1937 год. В гости к Николаю, главному инженеру одного важного завода, приходит его начальник (Ясулович) и предупреждает, что ночью за ним придут из НКВД, арестовывать за подготовку покушения на товарища Ворошилова.
Становится ясно – очередная чернуха из серии «как страшно было жить в СССР». Но не будем торопиться с выводами. Постараюсь распотрошить фильм с предельной объективностью.
Для того, чтобы вам было не скучно читать, сначала покажу портет главного героя, Николая Зотова:
А вот когда мы видим его жену, Людмилу Альперину (Клавдия Коршунова), у нас возникает много вопросов. По сценарию Людмила первая красавица, еврейка из интеллигентной семьи, к тому же награждённая именным наганом за меткую стрельбу. На деле же мы с удивлением видим, что киношники подобрали на эту роль актрису, как две капли воды похожую на злодейку Натали из приснопамятного сериала «Элен и ребята»:
А секрет прост. Клавдия Коршунова – представительница актёрской династии. У неё довольно именитые дедушка с прабабушкой, а отца её мы знаем по роли майора Гаврилова в «Брестской крепости». В «Московском дворике», кстати, он тоже играет одну из главных ролей.
Так что киношники продолжают заниматься кумовством, а страдает зритель. Потому что у Клавдии получилась в итоге какая-то полууголовная хабалка, а не красавица-интеллигентка. По сценарию, от неё без ума все окружающие мужчины… извините, но внешность у Клавдии весьма специфическая для того, чтобы играть эту роль, скажем так.
Но отстанем уже от Клавдии. Вернёмся к страшному 37-му. Николай возмущён, но жена уговаривает его на время уйти из дома. Он уходит, Людмила тут же садится и на всякий случай строчит донос на мужа, чтобы перестраховаться – ведь у неё двое детей. Врываются НКВДшники. Людмила им хамит. Дети плачут. Не выдерживая их плача, в квартиру врывается слабоумная соседка и начинает дубасить сатрапов. За ней в квартиру врываются другие соседские бабы и пытаются остановить её. Начинается реальный ад. От такого цирка НКВДшники уже и сами не рады, что зашли на огонёк. Так что всё враньё, что их боялись – все их игнорировали, словно немцев из фильма «Заградотряд».
Похотливый следователь Маркелов ведёт дело о покушении на Ворошилова.
У сестры Людмилы, Рахиль, есть муж-парикмахер, который обслуживает жён высокопоставленных чиновников у себя на дому. Сценарист явно смотрел комедию «Не шутите с Зоханом», где главный герой, такой же еврей-парикмахер, так же обслуживал женщин. Сначала стриг, а потом обслуживал.
Следователь Маркелов вербует трусливого парикмахера и говорит: «Будешь рассказывать в подробностях, как ты их обслуживаешь – очень интересно!»
В доме Людмилы и Николая живут разные люди. Айсорка (это национальность такая) Зарда со своим сыном, шалава Светка, которая водит к себе каждый день новых мужиков, стукачка Лена со своей слабоумной дочерью. Хахаль Лены проявляет интерес сексуального плана к дурочке, но соседки её спасают и прогоняют извращенца.
А что же Николай? Он едет в другой город к своему другу, который помогает ему устроиться на работу. Николай хранит верность жене, и когда вахтёрша в гостинице спрашивает, почему он не интересуется женщинами, отвечает: «С некоторых пор меня влечёт к представителям своего пола».
Не, ну вы можете себе такое представить? В тридцать седьмом-то?!
Вахтёрша распускает слухи, друг упрекает Николая, зачем он так, на что Николай поясняет: «Это удобно, так как многое объясняет: почему я из Москвы уехал…»
Вот!!! А вы говорите – Сталин плохой! При нём гомосеки из столицы, как тараканы бежали! А что теперь? Так что неудивительно, что пидорасы против Сталина.
А похотливый следователь Маркелов сходит с ума по Людмиле. Он подсылает сексотку (Белоснежку из «9-й роты»), которая советует Людмиле подмыться и к 20.00 прибыть по указанному адресу на спецквартиру.
На квартире Маркелов пытается совратить красавицу, раздевается догола, но та убегает, пригрозив, что в случае чего расскажет начальству про его родимое пятно на жопе «в виде африканского континента». Это уже что-то из области Билла и Моники.
Разобидевшись, Маркелов подкарауливает Людмилу и насилует её на её же кровати.
Людмила достаёт наградной наган, Маркелов падает на колени и срёт в штаны. Буквально. И при этом ноет: «У меня слабый желудок!» Взяв с него обещание, что он закроет дело Зотова, Людмила отпускает засранца на волю.
И вот нам показывают документальные кадры: едут «тигры» и «пантеры», на фоне которых Левитан объявляет, что «сегодня, 22-го июня…» Не знаю, что это за альтернативная история – невежество режиссёра или простое неуважение к зрителям.
Из разговора баб мы узнаём, что шалава Светка устроилась в госпиталь медсестрой. Цитирую: «Работа как раз по ней – кругом мужики…»
А у Зарды сына не берут на фронт: «Сталин распорядился не призывать на фронт мужчин из тех народов, которых с гулькин нос осталось». Если честно, я так до конца фильма так и не понял отношение создателей фильма к Сталину. То он у них палач, то благодетель.
Николай идёт в военкомат, решив: будь что будет. «А то гомиком себя перед людьми выставил!» Ребята, «гомик» - это примерно начало 90-х. А тогда… ну не знаю, «мужеложцы», наверное были.
Военком закрывает глаза на его прошлое и отправляет на фронт в звании старшего лейтенанта. По пути на фронт эшелон Николая попадает под обстрел: по полю едут шушпанцеры.
Николай спасается в лесу и начинает собирать партизанский отряд из бойцов, выходящих из окружения. Подбирает раненого майора Фомина (папу актрисы Коршуновой):
Затем – индийский гимн – он встречает подполковника НКВД Маркелова, который сразу его узнаёт. Правда, у Маркелова нет ни формы, ни документов, поэтому он остаётся в отряде рядовым бойцом.
Маркелов пытается подбить майора Фомина, чтобы он помог арестовать Николая, но Фомин грозит негодяю расстрелом.
А Людмила устраивается на работу счетоводом, поворовывает продукты для детей. Пожилой начальник домогается её: «Сделай деду приятно, с тебя же не убудет!»
Людмила обещает сделать деду приятно, как только излечится от венерической болезни. Дед пугается и отстаёт.
Шалава Светка приводит к себе двух офицеров и зовёт Людмилу посидеть с ними. Они пьют, танцуют, поют песни, а потом Людмила резко встаёт и собирается домой. Отшитый ей лётчик-капитан останавливает её. И мы уже знаем, что случится дальше: совковый быдлан наверняка насильно оприходует героиню, как делали все, кому не лень в те страшные времена. Но случается нечто, выходящее за рамки понимания современного зрителя: капитан достаёт из вещмешка продукты и отдаёт их Людмиле, чтобы та накормила детей.
Шаблоны рвутся напрочь. Такое впечатление, что сценарий писали дядя Фёдор, пёс и кот: каждый о своём. Как всё было ужасно и как всё было замечательно.
Дочка Людмилы, Лиза, забирается в овощехранилище, ворует свёклу. Соседка-стукачка Лена зовёт милицию и Лизу вяжут на месте преступления. Участковый оказывается неплохим мужиком и соглашается отпустить девочку, так как со стукачкой Людмила берётся утрясти вопрос сама. «Но смотри!» - грозит ей пальцем участковый. – «Только без рукосуйства!»
Блеать, ребята, «рукосуйство» и «рукоприкладство» - два совершенно разных слова! «Рукосуй» - это же взяточник! (Благодарить за ликбез меня не обязательно).
И как вы думаете, обошлось без «рукосуйства»? Людмила, Зарда и шалава Светка врываются к стукачке Лене, накидывают ей на шею верёвку и душат! В этот раз отпускают, на следующий обещают точно повесить. Добрые советские женщины.
Кстати, я думал, что сценарист молод и глуп. Например, милиционер с укором спрашивает Лизу: «Небось, ещё и октябрёнок?» - «Да», - кивает она, - «звеньевая!» Все, кто постарше, прекрасно помнят, что звеньевые были в пионерских звеньях, а в звёздочках были командиры звёздочек. Ну да фиг с ними, со звёздочками. Оказалось, что сценарий писал старый дедушка-еврей Вадим Зобин, и что сценарий большей частью автобиографичен (получается, сценарист - сын главного героя). И за этот сценарий на сайте «кино-театр ру» на него уже обиделся его родственник (как я понимаю, потомок любвеобильного сексота-парикмахера). Но автор сценария умер около трёх лет назад, поэтому сейчас с него и спроса нет.
Продолжаем повествование. Николай пять месяцев скитался по лесам и собрал отряд «в тысячу двести двадцать три штыка». Блин, ну что за фантазия! Вот представьте сами: вы в лесу, у вас в подчинении тысяча человек. Чем их кормить?! Окрестные грибочки-ягодки тысяча грибников подчистую выберет буквально за день! Лося завалить? Тоже для тысячи человек – ни о чём! И так пять месяцев!
В фильме тоже постоянно показывают отряд человек в тридцать, ни о какой тысяче речи и быть не может.
Николай посылает разведчиков, которые предупреждают наших артиллеристов. Артиллеристы обстреливают немецкие позиции и в этот момент наши окруженцы идут на прорыв!
Тоже та ещё сцена. Все собрались, подготовились к броску. Ударила артиллерия. Команда «вперёд!!!» - и все побежали на немецкие позиции. Немцы принялись яростно стрелять. Бегут наши мимо немецкой полевой кухни. И тут один боец залез на эту самую полевую кухню, открыл котёл и плюнул в него! Спасибо ещё, что не нашёл времени сесть и в него погадить!
В общем, прорвались Николай с товарищами к нашим. Маркелов тут же отправился стучать к особисту. А особист был тот ещё жук – потрахивал свою секретаршу Шурочку. Которая на него же и стучала начальству.
Особист с Маркеловым особо не церемонился – арестовал да и посадил его в подвал. Николая, впрочем, тоже. Сидят в подвале Маркелов с Николаем, а Маркелов возьми да ляпни, что он Людмилу потрахивал. Вот есть ум у мужика? Николай, понятное дело, принялся его душить. Чуть-чуть не задушил насмерть, да отпустил (подозреваю, тому виной был слабый желудок следователя).
Отправили их обоих в Москву, в особый отдел. Николай рассуждал так: «Попрошусь в штрафбат, чтобы кровью искупить!» Что я могу сказать. Николай, в 41-м штрафбаты были только у Михалкова, а к нему попадать я категорически не советую! Уж лучше расстрел.
Узнал о трагической судьбе Николая командующий фронтом, да отправил своего ординарца перехватить его. Особист посоветовал засунуть приказ комфронтом куда подальше, поэтому ординарец с подручными разоружили особиста и конвой и выкрали Николая, как невесту!
Николаю присвоили звание майора и звание Героя Советского Союза.
И вот 1945-й год. Николай прибывает в свой дворик. Как мы видим, за следующие три года войны он больше ничем особо не отличился: звезда Героя – единственное, что украшает его грудь. Да ещё звание на одну ступень поднялось: теперь он подполковник.
Счастливая встреча с женой, дочерью… и сыном, которому в 37-м был год, а нынче, в 45-м, уже все четыре:
Хэппи энд.
Нет, вы только не подумайте, что сериал абсолютно отвратительный. Всё говно, которое я в нём обнаружил, в моей статейке находится в концентрированном виде. А так оно равномерно распределено на все восемь серий и не столь бросается в глаза. Есть в фильме и хорошие, добрые сцены, и актёры играют неплохо, персонажам сочувствуешь и смотреть даже небезынтересно. Но ложка дёгтя, как известно, испортит любую бочку мёда.
Поэтому мой вердикт: фильм скорее плохой, чем хороший. Чернуха в начале, сказка в конце. Пусть даже и шалава Светка в конце встала на путь исправления.