Режиссер: Андрей Малюков
Сценаристы: Дмитрий Зверьков, Игорь Сосна
Продюсеры: Илья Неретин, Дмитрий Куликов, Тимофей Сергейцев, Максим Асадчий (иcп.), Игорь Савиченко (иcп.), Сергей Кешишев (иcп.)
Страна: Украина, Россия
Производство: «Рекун-синема», «Пронто-фільм»
Год: 2011
Актеры: Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Екатерина Климова, Станислав Боклан, Остап Ступка, Александр Кобзарь, Никита Тезин, Владимир Невельский, Маша Живагина, Ольга Радчук, Карэн Бадалов, Игорь Гнездилов, Светлана Прус, Алексей Вертинский, Дирк Мартенс, Петер Циммерман, Петар Зекавица, Годехард Гиз, Филипп Рейнхардт, Сергей Романович, Александр Крыжановский, Сергей Деревянко, Сергей Малюга, Валентин Касьян и др.
В «околосталинградской» истерии кем-то был упомянут фильм «Матч», и я вспомнил, что так его и не видел до сих пор. Итак, приобщился.
Расставлю сразу «буквы над точками»: к Безрукову я отношусь хорошо, считаю его хорошим актёром, несмотря на мои разгромные обзоры «В июне 41-го», «Есенина» и «Пушкин: последняя дуэль», в котором Безруков играл Росомаху. От «Матча» ожидал правильного фильма среднего качества реализации. Блин, вот тут я ошибся. «Матч» - глупый и вредный лубок.
Перескажу, рука не дрогнет.
21 июня 41-го года, киевское «Динамо» одерживает победу над соперником. Угрюмый тип – нападающий соперников пытается набить Сергею морду (оказывается, Сергей увёл у него жену – Лизу Боярскую). Сергей заламывает руку засранцу, ходит с ним в таком положении и с улыбкой раздаёт автографы. Крут неимоверно.
(Вот часто говорят, что Безруков в каждом фильме играет самого себя. Сергей, не переставайте. В этом фильме Вы пытаетесь «шокать» и «гэкать» и это так неестественно, просто как рашпилем по ушам. Хватит экспериментов, не надо).
Затем он уединяется с Боярской в сарае с кроватью, и тут начинается пиздец. Боярская танцует для Сергея… приватный танец, блеать!!! Со стриптизом и присаживанием задницей на колени клиента!
Удачно бабу увёл, что тут скажешь. Стриптизёрши в СССР редкостью были так-то.
С утра влюблённые просыпаются от взрывов и понимают – война. Сергей спешит к родной команде, и пацаны решают идти всей командой на фронт, несмотря на бронь.
Вроде, правильный момент. Но как он реализован? Смотрим дальше!
В пустом (!!!) военкомате сидит и скучает призывная комиссия. Председатель комиссии говорит корреспонденту из газеты: «Сегодня призывников всё равно не будет!»
Это схуяли, товарищ майор?! На минуточку – война началась! А где толпы добровольцев, о которых нагло врали советские источники?!
(Официально мобилизация была объявлена 23-го, спору нет. Но в первый день войны не один Безруков пришёл записываться добровольцем, я вас уверяю).
В общем, приходят динамовцы и сосед Сергея, еврей. Обрадованный корреспондент их фотает для газеты – хоть кто-то на войну собрался.
(Так как все "динамовцы" являлись сотрудниками НКВД, вряд ли бы их отпустили воевать в окопах простыми пехотинцами).
Следующий кадр – Сергей сидит в окопе, а старшина рассуждает: «Ты вратарь, на фронте от тебя толку никакого, бомбу, что ли, поймаешь?» И тут же Безруков вопит: «НАША!!!» и в окоп падает бомба. Старшина накаркал, сука.
Все успели отпрыгнуть в стороны, каждый примерно на метр, только Безруков попал в самый эпицентр. К счастью, бомба была беспонтовая. Пацаны отделались лёгким испугом, а Сергея слегка контузило.
Для чего нужен был этот цирк? А для того, чтобы отмазать Сергея, мол, не сам он в плен сдался – у него была на то уважительная причина.
А в Киев прибывают фошызды. Робкий очкарик, бывший начальник Лизы Боярской, с какой-то радости становится губернатором Киева. Вместе с ним западных гостей хлебом-солью встречают три девахи в народных костюмах, забыв перед этим хлеб-соль в туалете.
Разберём этот эпизод. Кристально ясно, что хотел сказать режиссёр: жрите, падлы, хлеб из туалета! Однако, что мы видим: панночки забыли хлеб случайно, а встречают немцев вполне радушно. Выходит, они просто чуханки: хлеб в туалет с собой таскают. Унтерменши же, хуле. Адик таки был прав…
В одном из советских фильмов есть эпизод, где немцы увозят пациентов советской психбольницы на расстрел. И женщина-врач, всё понимая, садится в машину со своими больными. Эпизод – мороз по коже.
«Матч». Немцы решают потренироваться в расстрелах и вывозят в Бабий Яр психбольных. Екатерина Климова, врач, мечется от дураков к немцам, барабанит кулачками, встаёт на коленки, чтобы немцы не заставляли дураков работать. А дураки кто на что горазд: двое сели на землю с лопатами и изображают греблю, один давай дирижировать… классические дураки из херовой комедии. И тут немцы начинают расстреливать идиотов. Климова внезапно успокаивается и уходит. И если ей пофигу, то зрителям как-то тоже. Нет, ну честно, настолько фальшиво, что сочувствия ни полсантиметра!
Климова приходит домой, раздевается и демонстрирует нам вот такой американский пин-ап:
Затем она проводит перед зеркалом красной помадой себе по шее.
Расшифровываю посыл автора: она трезво оценила свои внешние данные и символически поставила на себе крест. Потому что сразу после этого она начала весело сожительствовать с эсэсовцем, непосредственно командовавшим расстрелом её пациентов. Своё поведение она озвучивает чуть дальше: «Женщины достаются победителям». Достойный персонаж.
Также между прочим немцы уводят расстреливать евреев. Сцену расстрела не показали, все евреи изображены какими-то стариками-кавказцами. Бля, режиссёр, мне, что ли тебя учить играть на чувствах зрителей? Побольше испуганных детишек с большими глазёнками, побольше крупных планов, и зритель дрогнет (как бы цинично это ни звучало)! Даже после расстрела, когда показывают гору туфель, можно было крупно взять один детский сандалик или использовать киноштамп, но показать какую-нибудь игрушку, которую зритель видел ранее в кадре! Или режиссёр не ставил целью вызвать сочувствие расстрелянным?!
А тем временем Сергей уже находится в лагере для военнопленных. Вместе с ним лучший нападающий киевского «Динамо». Нападающий, наверное, тоже контуженный (как он попал в плен, авторы не потрудились объяснить, одного Сергея хватит). Небритый быдломужик обзывает друзей «суками ментовскими» и затевает драку. Немцы открывают стрельбу, убивают буяна и ещё человек пять впридачу. Убитых утаскивают за ноги, Сергей тут же вскакивает, и, насвистывая через зубы «Эй, вратарь, готовься к бою» начинает разминку!
«Пропадём мы!» - объясняет он товарищу, скатывает из гимнастёрки подобие мячика и начинает демонстрировать с напарником футбольные чудеса. Немцы улыбаются: «Гут!» Им нравится!
Далее не показали, но я думаю, он также продемонстрировал немцам как умеет петь, плясать и ходить на задних лапках.
Весть о чудо-футболисте доносится до Киева. Лиза идёт к губернатору-очкарику и просит вызволить любимого из лагеря. Очкарик ставит условие: «Выходи за меня!» Делать нечего, и Лиза выходит за нелюбимого старика.
Сергея освобождают, вместе с ним прицепом зачем-то освобождают «лучшего нападающего». Конечно, перед этим к очкарику заходил ссучившийся бывший муж Лизы и просил организовать футбольный турнир… Но проходит год и о футболе никто не вспоминает! Лиза сожительствует с очкариком, Сергей с нападающим успешно работают на немцев на заводе. Как говорит Сергей: «Каждый приспосабливается, как может!»
Думаю, эту мысль можно было смело крупным шрифтом писать на постере к фильму – это, по сути, его идея. Подождите возмущаться, несогласные, ещё не конец же.
Хохлы-националисты создают футбольную команду «Рух». Сергей сотоварищи создаёт команду «Старт». Команду мальчиков для битья для «Руха». Но «Старт» жжот, «Рух» разгромлен. Немцы довольны.
На одну из тренировок шестнадцатилетний малец приносит листовки «Бей фашистских палачей!» Безруков его ругает и советует листовки сжечь. Он советует мальцу не быть героем, так как, по его мнению, «герои это те, по чьей вине гибнут другие».
Малец не успокаивается, раскидывает листовки и за это расстреливают 300 человек. Сергей на чём свет стоит, ругает мальца. Надо, говорит, не листовки разбрасывать, а на поле биться.
Так что вся эта ваша «Молодая Гвардия» хуйнёй какой-то занималась, лучше бы мячик пинали. Да ведь, Сергей?
А, ещё одна глупость. Находится Миша-еврей, с которым Сергей на фронт уходил. Он рассказывает, что, попав в окружение, он не стал заморачиваться, а батрачил сперва там, потом сям. И вот домой пришёл. Ну-ну, «каждый приспосабливается, как может», мы помним.
Сергей выдаёт Мишу за ценного футболиста, у которого пропали документы. «Еврей?» - сразу хмурится футбольный менеджер. – «Нет, поляк!» - пытается наебать фольксдойча Сергей. В доказательство своего футбольного гения хитрожопый Миша тут же подсовывает газету с фото, где он запечатлён с «Динамо» в военкомате. Талант! На ходу приспосабливается!
Менеджер раскусывает еврейскую сущность Миши, но соглашается подделать ему документы, забывая о том, что бить будут «не по паспорту, а по морде».
В общем, начинается череда громких футбольных побед. Миша, чтоб не палиться, в первом же матче ломает себе ногу и устраивается на скамейке! Талант!!!
И вот пацаны заигрались и обыграли сборную люфтваффе. Грядёт матч-реванш! Немцам нужна победа! Сергея везут в гестапо, бьют и хорошенько пугают: всех расстреляем, Боярскую убьём!
Начинается матч. Сергея всё нет. Тренер демонстрирует свою компетентность: заявляет «лучшему нападающему»: «Если он не появится, встанешь на ворота!» Правильно, чем ещё заняться на поле лучшему нападающему.
Сергей появляется и начинает уныло играть, пропуская мячи. Он перед матчем шепнул паре человек, мол, сливаем, а то расстреляют.
Перед уходом на перерыв Сергей вдруг замечает на трибунах Лизу в хиджабе! Так она старается не привлекать к себе внимания!
Сергей отчего-то решает, что хиджаб прибавляет Боярской +100 к маскировке и теперь она в безопасности, и воодушевляется!
Он приходит в раздевалку и задвигает проникновенную речугу, мол, за всех я решать не могу, но предлагаю играть!
Парни единогласно решают играть с отдачей и громят немцев. В общем, вот эти финальные пять минут фильма на твёрдую «пятёрку». Остальное отрезать и скормить собакам.
Сергей подпрыгивает в воздух, стоп кадр и сообщение, что футболисты жили ещё семь счастливых дней. И что комиссия в 2005 году закрыла дело о «Матче смерти», признав этот матч и расстрел нескольких футболистов невзаимосвязанными.
Я не буду сейчас затрагивать документальную основу и её реализацию – об этом не писал только ленивый. Но так бездарно слепить сценарий по заведомо интереснейшему материалу – это надо постараться.
Режиссёру Малюкову рекомендую посмотреть «Костолом» с Винни Джонсом и от зависти съесть свой галстук.